Транспортировка строительных материалов — услуга востребованная, перевозка может осуществляться между городами и регионами. Специфические грузы невозможно отнести к конкретному типу продукции. Они отличаются характеристиками, габаритами, весом, показатели влияют на выбор транспортного средства. Некоторые товары можно перевезти на тысячи километров без потери характеристик, другие сохраняют свойства только несколько часов. От того, как своевременно они будут доставлены на объект, насколько во время перевозки сохранятся их свойства и первоначальный вид, напрямую зависят сроки и качество строительно-монтажных работ.
Наиболее часто для перевозки грузов используется автомобильный транспорт, отличающийся высокой мобильностью и функциональностью. Им обеспечивают до 80% всех перевозок. Доставка осуществляется на разных типах транспортных средств с нужной грузоподъемностью, типом кузова. Преимущества — скорость перемещения продукции, высокая маневренность машины, преодоление сложных участков. Грузовая газель прибывает на строительную площадку, не нужно многократно перегружать партии с другого транспорта.
При транспортировке стройматериалов небольшого количества, требуемых для мелкого ремонта, можно, конечно, воспользоваться собственным автомобилем, но, если речь идет о больших объемах грузов, то без транспортной компании не обойтись. Поэтому серьезные компании, специализирующиеся на перевозке стройматериалов, должны располагать большим, разнообразным и, что не менее важно, исправным автомобильным парком.
Выбор транспортного средства и способа перевозки строительного груза определяется целым рядом параметров. Он зависит от вида, формы, габаритов, объема и конструктивных особенностей строительных материалов. Условно их делят на несколько больших групп:
- Сыпучие — с упаковкой или без тары (сухие смеси, цемент, гравий, песок, щебень).
- Скоропортящиеся — строительные, отделочные многокомпонентные смеси, субстанции, требующие поддержания постоянного агрегатного состояния.
- Груз с температурным режимом хранения и перемещения. По правилам перевозки строительных материалов, смеси на основе нефтепродуктов, асфальт или битум в пути постоянно подогреваются. В противном случае они потеряют свои характеристики.
- Хрупкие и бьющиеся — отделочная плитка, разные типы кирпича, брусчатка. Перевозка строительных материалов автомобильным транспортом обеспечивает сохранность такому типу продукции. Для транспортировки хрупких строительных материалов необходима тара и система фиксации в кузове или на открытой платформе.
- Негабаритные и тяжеловесные — металлические конструкции, готовые к использованию на строительном объекте, изделия из железобетона, дерева.
Наиболее неприхотливыми являются сыпучие и навалочные грузы, к которым относятся щебень, песок, грунт, строительный мусор. Для их перевозки используются, обычно, автомобили-самосвалы различной грузоподъемности, хотя могут быть задействованы и бортовые машины.
Пылящие грузы (сухой цемент, штукатурка, шпаклевка, клей, известь) представляют собой сухие смеси и перевозятся, как правило, в упакованном виде (в мешках). Но существует и бестарная перевозка пылящих грузов: в цистернах (цементовозах) или насыпью в закрытых тентами самосвалах. Этот способ гораздо экономичнее и применяется на крупных строительных объектах.
Сухие смеси, особенно такой дорогой материал, как цемент, являются очень «капризным» и сложным для перевозки материалом. Даже незначительное попадание влаги может привести их в негодность, а при длительном сроке хранения они слеживаются и теряют свои свойства. Аккуратного и бережного обращения требует упаковка смесей, так как ее повреждение влечет за собой существенные весовые, а, следовательно, и финансовые потери.
Для перевозки жидких строительных растворов используются машины-миксеры, принцип работы которых понятен уже по самому названию. Во время движения в миксере происходит постоянное перемешивание бетона или цемента, не дающее ему застыть. Из-за склонности жидких растворов к быстрому затвердеванию и расслаиванию на отдельные фракции важно очень тщательно рассчитывать время их доставки на стройплощадку. Учитывать нужно и погодные условия транспортировки, так как при низких температурах смеси промерзают и становятся непригодными для применения.
Перевозка крупногабаритных изделий из железобетона, металла, длинномерных и других видов негабаритных грузов одним из самых трудоемких процессов. Для их транспортировки используются специальные автоплатформы, на которых в строгом соответствии с установленными правилами закрепляются конструкции.
При всем многообразии транспортных средств, занимающихся перевозкой строительных грузов, самыми распространенными — настоящими рабочими «лошадками» — остаются бортовые газели. Их используют для перевозки стеновых материалов (кирпича, камня, блоков, панелей), лесоматериалов (бревен, бруса, плит), труб, окон, дверей и многого другого, что необходимо при строительных работах.