Повреждение или утрата груза в процессе реализации логистических процессов — одна из наиболее частых и типичных проблемных ситуаций, возникающих у его участников, а обеспечение сохранности груза при перевозке — одна из основных задач.
Причины происшествий с грузом различны и варьируются от ошибок профессиональных участников логистического рынка, непосредственно осуществляющих перевозку, до гибели груза по причине дорожно-транспортных происшествий или умышленного хищения ценных грузов третьими лицами.
Случаи утраты груза в транспортных компаниях возникают часто. Претензии по утрате груза занимают 2 место от всего количества поступающих в транспортные компании претензий, после претензий о повреждении груза.
Причин утраты несколько: начиная от халатности персонала на складе и утраты груза в процессе логистических операций и заканчивая уничтожением груза в результате ДТП (аварий на транспорте) и форс-мажорных обстоятельств.
Законодательно ответственность перевозчика и экспедитора урегулирована Гражданским кодексом и специальными законами: Федеральный закон № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федеральным Законом № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», в соответствии с которыми ответственность транспортной компании за утрату груза закреплена:
- в размере реальной, документально подтвержденной стоимости груза (недостающей части груза), если груз принят без объявленной стоимости;
- в размере объявленной стоимости (части объявленной стоимости при частичной утрате), если груз принят с объявленной стоимостью. А также транспортная компания несет дополнительную ответственность в размере упущенной выгоды (при доказанности).
В целях объективного определения размера ущерба и ответственной стороны по нему крайне важно предпринимать четкие и вполне конкретные меры для фиксации факта произошедшего инцидента и, желательно, с участием третьей стороны.
Решение проблемы повреждения груза для участников процесса
Грузоотправителю
При обнаружении повреждения груза в момент его выдачи перевозчиком, необходимо соблюдать ряд рекомендаций.
- Во-первых, не стоит откладывать осмотр груза «на потом». Груз необходимо осматривать непосредственно при выдаче, в противном случае доказать, что повреждения были получены именно при перевозке, будет практически невозможно.
- Во-вторых, необходимо письменно зафиксировать полученные повреждения, перечислив их в соответствующем акте с участием перевозчика.
- В-третьих, при наличии малейших сомнений в надлежащей фиксации состояния перевезенного имущества рекомендуется привлечь независимого специалиста, который на месте зафиксирует характер и степень повреждений с предоставлением отчета.
Грузополучателю
Порядок действий грузополучателя совпадает с действиями грузоотправителя.
- Необходимо максимально полно отобразить характер и степень повреждений, причиненных грузу со ссылкой на товаросопроводительные документы, во избежание дальнейших проблем, как с идентификацией груза, так и размером причиненного ущерба.
- Необходимо произвести фотосъемку испорченного груза и, при возможности, видеосъемку с оформлением соответствующей отметки в транспортном документе.
Перевозчику
Перевозчик несет ответственность за сохранность принятого груза до момента его выдачи.
Зачастую перевозчик при обнаружении повреждений груза отказывается от подписи в акте или отчете, считая, что отсутствие подписи может освободить перевозчика от ответственности за повреждение груза.
На самом деле это не так, и в случае отказа одной из сторон от участия в составлении документов, подтверждающих факт повреждения или отказа от подписания таких документов, вторая сторона вправе подписать документ в одностороннем порядке. В таком случае отказавшаяся сторона лишается возможности проверить объективность и достоверность изложенных данных и впоследствии их оспорить.
При составлении актов (отчетов) о состоянии груза каждая из сторон вправе привлекать к участию третью, независимую сторону или выражать свое несогласие с содержанием документов, письменно аргументируя свою позицию.
Экспедитору
Законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, которые могут освободить экспедитора от ответственности за порчу груза, среди них – ненадлежащая упаковка груза (за исключением случаев, когда поврежденный груз был упакован непосредственно экспедитором).
- Также, как и перевозчик, экспедитор обязан присутствовать при фиксации факта повреждения груза. При этом акт, составленный без участия экспедитора или при условии его ненадлежащего уведомления будет являться недействительным.
- При наличии повреждений упаковки при приеме груза к перевозке экспедитор обязан внести соответствующую отметку в накладную.
- В случаях, когда при приемке нарекания к состоянию упаковки отсутствовали, точные причины повреждения груза уже после его выдачи поможет определить независимая экспертиза.
Страховщику
Как правило в случае порчи груза при перевозке размер страховой выплаты определяется по результатам проведения сюрвейерского осмотра и независимой оценки.
- В таких случаях оценка производится с точки зрения возможности или невозможности восстановления имущества, а также причин и обстоятельств получения повреждений. От этого напрямую будет зависеть размер страховой выплаты, а в ситуации, когда происшествие попадает в перечень изъятий по договору — в выплате будет отказано.
- В остальных случаях, попадающих под определение страховых и оговоренных в договоре, страховщик произведёт выплату в размере, необходимом для осуществления ремонта, или в случае нецелесообразности или невозможности его осуществления — за вычетом стоимости годных остатков (если иной порядок не предусмотрен договором и правилами страхования).
Порядок действий при утрате груза
Фиксация факта утраты груза. Необходимо составить акт с транспортной компанией, в котором зафиксировать факт утраты груза и указать, что конкретно утрачено: наименование, марку, модель, количество, стоимость.
Если утрачена часть груза, необходимо сверить каждую позицию, поскольку в соответствии с законом считается что груз получен, если в день получения груза не зафиксирована утрата конкретной позиции груза. Исключение составляют специальные типы грузов, утрату которых обычным способом нельзя выявить.
Следует уточнить у специалистов транспортной компании в результате чего утрачен груз: пожар в транспортном средстве, кража, мошенничество и т.д.
В чем важность? В некоторых транспортно-экспедиционных компаниях ответственность перевозчика-экспедитора застрахована и при наступлении страхового события транспортная компания сама заинтересована в скорейшем возмещении убытков.
Например, если сгорела авто-фура и весь перевозимый в ней груз, транспортная компания заявляет данное событие страховщику как страховой случай и страховщик компенсирует все понесенные убытки транспортной компании, в том числе и те выплаты, которые транспортная компания произвела пострадавшим клиентам.
В таком случае транспортная компания крайне заинтересована в том, чтобы как можно быстрее заплатить пострадавшим клиентам и не доводить дело до суда, т.к. компенсирует эти затраты через страховую компанию.
Грузополучателю необходимо проверить условия договора с грузоотправителем (продавцом/поставщиком товара).
Если в договоре указано, что право собственности на товар переходит с момента получения товара покупателем, то пострадавшим по утрате товара является грузоотправитель. И грузоотправитель в рамках заключенного договора поставки должен компенсировать цену оплаченного товара. Дальнейшие разбирательства с транспортной компанией проводить грузоотправителю, а не грузополучателю.
Подготавливается претензия с приложением копий подтверждающих документов. Важно не прикладывать оригиналы документов, поскольку в случае отказа в удовлетворении претензии оригиналы документов понадобятся для обращения с иском в суд.
Претензионный порядок является обязательным в силу требований Федерального Закона № 87 «О транспортно-экспедиционной деятельности» и Федерального Закона № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
В претензии кратко описывается ситуация, маршрут следование груза, маркировку груза наименование и стоимость груза, дату и место фиксации утраты груза. К претензии прикладываются следующие документы:
- документы, подтверждающие передачу груза к перевозке: экспедиторскую расписку, транспортную накладную и т.д.
- документы, подтверждающие стоимость груза: товарную накладную, счет продавца товара,
- банковские реквизиты для удовлетворения претензии и оплаты компенсации,
- доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия подписанта.
Зачастую на сайтах транспортных компаний есть образцы претензий, которые в целом соответствуют требованиям закона. Во избежание дополнительных затрат можно использовать предлагаемую форму.
Срок подачи претензии претензию в транспортную компанию — 6 месяцев.
Претензия подается в 2 (двух) экземплярах, чтобы транспортная компания на втором экземпляре поставила отметку о принятии, указав дату принятия, входящий номер и заверила печатью.
В случае получения отказа от удовлетворения претензии либо получения компенсации в многократно меньшем размере, необходимо обращаться в суд с иском, срок обращения 1 (один) год, и в суде доказывать все обстоятельства и размер причиненных убытков.